Приложение №1 к приказу министерства здравоохранения и курортов Кабардино-Балкарской Республики

ПОЛОЖЕНИЕ О ВЕДОМСТВЕННОМ КОНТРОЛЕ КАЧЕСТВА ПО СОБЛЮДЕНИЮ ПОРЯДКОВ И СТАНДАРТОВ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ В ОРГАНИЗАЦИЯХ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

1. Общие положения

1.1. Настоящее положение о системе ведомственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности, оказываемой в учреждениях здравоохранения Кабардино-Балкарской Республики (далее — Положение), разработано в соответствии со ст. 89. Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» и приказом Минздрава России от 21.12.2012 года № 1340н «Об утверждении порядка организации и проведения ведомственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности» в целях совершенствования ведомственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности и внедрения системы стандартизации в учреждениях здравоохранения Кабардино-Балкарской Республики.

1.2. Целью осуществления ведомственного контроля качества и безопасности медицинской помощи является обеспечение конституционных прав граждан на получение медицинской помощи надлежащего качества. Главными требованиями контроля является — полнота, достоверность, своевременность, однозначность толкования, соответствие медицинской доктрине.

1.3. Положение устанавливает единые организационные и методические принципы контроля объемов и экспертизы качества и безопасности медицинской деятельности в организациях здравоохранения Кабардино-Балкарской Республики.

1.4. Объектом контроля качества и безопасности является медицинская помощь — деятельность, направленная на оздоровление и лечение пациентов, осуществляемая профессионально подготовленными работниками, имеющими на это право в соответствии с действующим законодательством, с целью достижения конкретных результатов и удовлетворенности пациента оказанной медицинской помощью.

1.5. Система ведомственного контроля качества и безопасности медицинской помощи включает следующие элементы:

— координация деятельности медицинских организаций в вопросах контроля качества и безопасности медицинской деятельности;

— методическое обеспечение деятельности по контролю качества и безопасности медицинской деятельности;

— соблюдение медицинскими организациями Порядков оказания медицинской помощи и Стандартов медицинской помощи;

— соблюдение медицинскими организациями безопасных условий труда, требований по безопасному применению и эксплуатации медицинских изделий и их утилизации (уничтожению);

— соблюдение руководителями медицинских организаций, фармацевтическими работниками ограничений, применяемых к ним при осуществлении профессиональной деятельности;

— оценка состояния и использования кадровых и материально-технических ресурсов организаций здравоохранения;

— экспертиза процесса и результатов оказания медицинской помощи конкретным пациентам;

— выявление и анализ дефектов, врачебных ошибок и других факторов, оказавших негативное действие и повлекших за собой снижение качества и эффективности медицинской помощи;

— проведение корригирующих воздействий по устранению причин и условий снижения качества медицинской помощи;

— контроль за реализацией управленческих решений и оценка их результативности.

2. Организация и порядок проведения ведомственного контроля

качества и безопасности медицинской помощи

2.1. Ведомственный контроль качества и безопасности медицинской помощи осуществляется уполномоченными лицами Министерства здравоохранения и курортов Кабардино-Балкарской Республики. В необходимых случаях для проведения экспертизы могут привлекаться научные и иные организации, ученые и специалисты, за исключением лиц, состоящих с подведомственным органом или организацией в трудовых или иных договорных отношениях, обеспечив выполнение ст. 13 «Соблюдение врачебной тайны» Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

2.2. Ведомственный контроль качества и безопасности медицинской помощи осуществляется посредством:

— проведения проверок соблюдения медицинскими организациями Порядков оказания медицинской помощи и Стандартов медицинской помощи;

— проведения проверок соблюдения медицинскими организациями безопасных условий труда, требований по безопасному применению и эксплуатации медицинских изделий и их утилизации;

— проведения проверок соблюдения медицинскими работниками, руководителями медицинских организаций, фармацевтическими работниками и руководителями аптечных организаций ограничений, применяемых к ним при осуществлении профессиональной деятельности.

2.3. Ведомственный контроль качества и безопасности медицинской помощи осуществляется в формах:

2.3.1 проверки организации контроля качества и безопасности медицинской помощи в медицинских организациях и его эффективности, в том числе и по предоставляемым ежеквартально из медицинских организаций отчетам;

2.3.2. проверки соблюдения выполнения нормативных правовых актов Российской Федерации и Кабардино-Балкарской Республики, регламентирующих вопросы контроля качества и безопасности медицинской деятельности, проводимой при осуществлении:

— плановых проверок качества и безопасности медицинской деятельности в подведомственных медицинских организациях;

— внеплановых проверок качества и безопасности медицинской деятельности в случаях обращений физических и юридических лиц по вопросам ненадлежащего качества оказания медицинской помощи в подведомственных медицинских организациях.

2.4. Плановые проверки в отношении подведомственного органа или организации осуществляются не чаще чем один раз в год. Мероприятия по осуществлению ведомственного контроля проводятся в соответствии с планом работы органов исполнительной власти. О проведении плановой проверки подведомственные органы или организации уведомляются путем направления копии приказа о проведении проверки не позднее, чем за три рабочих дня до начала ее проведения.

Плановая экспертиза качества медицинской помощи проводится методом случайной выборки, по тематически однородной совокупности случаев для оценки характера, частоты и причин нарушений прав граждан на своевременное получение медицинской помощи установленной Программой государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи.

Плановая тематическая экспертиза качества медицинской помощи проводится в отношении определенной совокупности случаев оказания медицинской помощи, отобранных по тематическим признакам в каждой медицинской организации или группе медицинских организаций, предоставляющих медицинскую помощь в рамках обязательного медицинского страхования одного вида или в одних условиях.

Выбор тематики осуществляется на основании показателей деятельности медицинских организаций, их структурных подразделений и профильных направлений деятельности:

а) больничной летальности, частоты послеоперационных осложнений, первичного выхода на инвалидность лиц трудоспособного возраста и детей, частоты повторных госпитализаций, средней продолжительности лечения, стоимости медицинских услуг и других показателей;

б) результатов внутреннего и ведомственного контроля качества медицинской помощи.

Плановая тематическая экспертиза качества медицинской помощи направлена на решение следующих задач:

а) выявление, установление характера и причин типичных (повторяющихся, систематических) ошибок в лечебно-диагностическом процессе;

б) сравнение качества медицинской помощи, предоставленной группам лиц, разделенным по возрасту, полу и другим признакам.

Экспертиза качества медицинской помощи может проводиться в период оказания медицинской помощи пациенту (далее — очная экспертиза качества медицинской помощи), в том числе по его обращению или законного представителя. Основной целью очной экспертизы качества медицинской помощи является предотвращение и/или минимизация отрицательного влияния на состояние здоровья пациента дефектов медицинской помощи.

Специалистом-экспертом по контролю качества медицинской помощи с уведомлением администрации медицинской организации может проводиться обход подразделений медицинской организации с целью контроля условий оказания медицинской помощи, подготовки материалов для экспертного заключения.

На основании актов экспертизы качества медицинской помощи уполномоченными органами принимаются меры по улучшению качества медицинской помощи.

2.5. Внеплановые проверки осуществляются в следующих случаях:

— поступление в орган исполнительной власти обращений граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей с жалобами на нарушения прав и законных интересов подведомственными органами и организациями;

— в целях контроля исполнения ранее выданных поручений либо предписаний;

— в целях проверки представленных подведомственными органами и организациями статистической отчетности или данных мониторинга;

— наличия приказа руководителя органа исполнительной власти, изданного в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации либо на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям;

— несоответствия показателей деятельности подведомственного органа или организации установленным целевым показателям деятельности;

— невыполнения подведомственным органом или организацией установленных объемов государственного задания по оказанию медицинской помощи.

2.6. Документарные проверки проводятся путем анализа документов, представленными подведомственными органами и организациями, в том числе статистической отчетности и данных мониторинга.

2.7. Проверки при осуществлении ведомственного контроля по объему подразделяются на целевые и комплексные.

2.7.1. Целевые проверки проводятся в рамках рассмотрения конкретного случая оказания (неоказания) гражданину медицинской помощи, обращения, жалобы, факта, отдельных показателей деятельности подведомственного органа или организации.

2.7.2. Комплексные проверки проводятся в целях исследования совокупности показателей, случаев, обращений, жалоб, фактов, обобщенных по однородному признаку, а также деятельности подведомственного органа или организации в целом.

2.8. При проведении проверок срок проведения каждого вида проверки, предусмотренного настоящим Порядком, не должен превышать двадцать рабочих дней.

В исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения сложных и (или) длительных исследований, экспертиз, анализов, оценок на основании мотивированных предложений должностных лиц, проводящих проверку, срок проведения проверки может быть продлен руководителем органа исполнительной власти или его заместителем, но не более чем на двадцать рабочих дней.

Срок проведения каждой из проверок, предусмотренных настоящим Порядком, в отношении подведомственного органа или организации, осуществляющего свою деятельность на территориях нескольких субъектов Российской Федерации, устанавливается отдельно по каждому филиалу, представительству, обособленному структурному подразделению, при этом общий срок проведения проверки не должен превышать шестьдесят рабочих дней.

2.9. По результатам мероприятий по контролю должностным лицом (лицами) министерства, осуществляющими проверку, составляется Акт проверки, который оформляется непосредственно после ее завершения в двух экземплярах, один из которых с копиями приложений направляется в подведомственный орган или организацию либо вручается руководителю или уполномоченному представителю указанного органа или организации под расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки.

3.0. К акту проверки прилагаются протоколы или заключения по результатам проведенных исследований, экспертиз, анализов, оценок, объяснения работников проверяемого органа или организации, на которых возлагается ответственность за выявленные нарушения, предписания об устранении выявленных нарушений и иные связанные с результатами проверки документы или их копии.